Как пройти собеседование

Вы сделали много важных и правильных действий, чтобы получить приглашение на собеседование. И вот, наконец, долгожданный звонок. Очень важно и на этом этапе до мелочей спланировать все действия, чтобы собеседование прошло успешно.

1.Согласование собеседования и подготовка к нему.
Получив приглашение на собеседование, уточните, с кем предстоит собеседование: с менеджером по персоналу или с руководителем? Обязательно уточните его имя – отчество. Кроме того, выясните, какие документы вам необходимо иметь с собой на собеседовании; просмотрите ещё раз описание вакансии и составьте для себя список вопросов, ответы на которые хотели бы получить; изучите сайт компании и всю информацию, которую только можете получить из других источников, чтобы понимать сферу её деятельности, какие продукты и услуги предлагаются, численность, чтобы понимать своё потенциальное место в ней.

Кроме перечисленного, важными при подготовке к собеседованию являются советы хорошо выспаться накануне собеседования, чтобы чувствовать бодрее и увереннее, кстати, по этой же причине не стоит планировать несколько собеседований в один день. И конечно же позитивный настрой – залог успеха в любых делах.

2.Внешний вид.
Главный принцип – опрятность и соответствие ситуации. Предпочтителен, конечно, деловой стиль – классический костюм и светлая блузка или рубашка. Но если деловой костюм не является вашей привычной одеждой, то не нужно одевать его на собеседование, чтобы не чувствовать себя в нём неловко. Вообще, хороший способ получить информацию о том, как принято одеваться в компании, это посмотреть на сайте фотографии сотрудников.

3. Приход на интервью.
Приходить нужно вовремя. Не приветствуется работодателями как слишком ранний приход, так и опоздание. Если вас попросят немного подождать, то воспримите это спокойно, так как это отличная возможность для вас осмотреться в офисе, послушать разговоры, проследить за манерой поведения сотрудников.

«Группу поддержки» в лице мамы, жены, мужа и т.п. лучше оставить где-нибудь на улице. Появление с ними на собеседовании будет расценено, как несамостоятельность. До входа в офис выбросьте жвачку и выключите телефон. При входе в офисное помещение не следует стучать в дверь (не путайте с правилами бытового этикета).

4. Поведение на собеседовании.
Как правильно сесть? Во всех рекомендациях по проведению успешных переговоров, предлагается располагать стулья под углом в 45 градусов друг к другу. На практике же чаще всего ситуация такова, что вы сидите напротив работодателя, а между вами стол. Если же всё-таки есть возможность переставить стул поудобнее, то надо обязательно. сделать это. Это будет характеризовать вас, как уверенного в себе человека.

Если вы пришли с папкой, сумкой или портфелем, то если есть такая возможность, не держать их на коленях, а положить в сторону, чтобы освободить руки, ими можно плавно жестикулировать во время рассказа.

Нужно уверенно занимать всё пространство стула, а не сидеть на краешке, ноги твёрдо стоят на полу. В процессе разговора смотрите на собеседника. Когда вы смотрите на интервьюера, то видите его реакцию (если говорите сами) или производите впечатление заинтересованного, уверенного человека (если слушаете, глядя на интервьюера).

Проявляйте искреннюю доброжелательность, улыбайтесь. Так вы произведёте впечатление человека успешного и уверенного в себе человека, которого и хочет видеть у себя работодатель. А если вы всё время хмуритесь, говорите со скучным выражением лица, даже если говорите сплошь правильные вещи, то у вас меньше шансов быть приглашённым на работу.

5. О содержании собеседований.
Самым распространённым типом собеседования является простая беседа с работодателем в дружеских тонах. Вам рассказывают о работе и обязанностях, сопоставляют с имеющимися у вас опытом и навыками, задавая вам вопросы, таким образом, происходит беседа «на равных», позволяющая оценить ваши деловые и личностные качества. Мы уже говорили, что к собеседованию нужно готовиться.

Подготовьте заранее ответы на наиболее распространённые вопросы: расскажите о себе и своем опыте почему вы ищете новую работу. причины увольнения с предыдущих мест; что вам нравится/не нравится в вашей работе; каковы ваши сильные/слабые стороны и др. Советую вам познакомиться с рекомендациями В. Полякова «20 вопросов, которые задают на собеседовании». Но помните, что невозможно дать универсальные советы всем соискателям на все случаи жизни, поэтому надо обязательно продумать свои ответы.

Кроме просто беседы-знакомства вы можете быть подвергнуты профессиональному тестированию. Об этом, как правило, предупреждают, поэтому не волнуйтесь и спокойно выполняете задания, как свою обычную работу.

Менеджеры по подбору персонала некоторых компаний увлекаются психологическими тестами для оценки способностей и личностных качеств. В последние годы всё больший упор делается менеджерами на оценку профессиональных качеств. Но, если вас предупредили, что предстоит такой тест, не стоит пугаться. Можно заранее познакомиться с некоторыми тестами в интернете. Ну а если попадётся какой-то незнакомый, то делайте, как получится. Не нужно пытаться подвести ответы к какому-то определённому результату. Если тестирование действительно оправдано, например, подбираются кандидатуры на высокие руководящие должности компании, и вы не прошли тестирование, то расстраиваться не стоит, так как может быть вы действительно не дотягиваете до этой должности. Обязательно найдётся другая работа, где вы будете чувствовать себя более уверенно. Ну а если тестирование – это скорее увлечения кадровика, то результаты его сомнительны и вам не стоит огорчаться, что вы его не прошли, так как вряд ли вам захочется работать в компании, где допускаются такие вещи.

Ещё один вид собеседований – собеседование-допрос или стресс-интервью. Это интервью, когда человеку задаются провокационные вопросы с целью проверить его на стрессоустойчивость. Когда проведение такого интервью оправдано, то оно проводится по соответствующим правилам. Ну, например, проводится собеседование с соискателем на очень высокую должность и проверяется его умение вести жёсткие переговоры в интересах компании. Это бывает достаточно редко на избранные вакансии. Чаще всего, бывшие работники правоохранительных органов с комплексами «отыгрываются» на соискателях, либо кадровики, которые долго не могли состояться и наконец, устроились и теперь всем своим видом показывают: «Вот я какая важная. Помучайтесь теперь вы, как я в своё время!». Столкнуться при этом можно с чем угодно: от перекрёстного допроса до бестактных и наглых вопросов. Реагировать нужно спокойно, по возможности с юмором, ни в коем случае не опускайтесь до агрессивности. Если вы поняли, что попали на собеседование-допрос, то подумайте, так ли вам хочется работать в этой компании? Если всё-таки хочется, то принимайте правила игры. Если же понимаете, что это не последняя фирма в городе, и вы тоже в праве выбирать, вежливо поблагодарите за уделённое вам время, скажите, что пришли к выводу, что данная работа вам не подходит и с достоинством удалитесь.

Многие компании проводят многоуровневые интервью. У нас в Хабаровске – это, чаще всего филиалы иногородних компаний. Как правило, вы сначала встречаетесь с менеджером по подбору персонала. Иногда до собеседования вам дают заполнить корпоративную анкету. В ней тоже могут попасться вопросы, которые вы можете посчитать неуместными. Например, есть ли у вас кредиты? Здесь такой же выход, как и при стресс-интервью. Где-то работодатель после менеджера по персоналу ограничится одной-единственной встречей — с непосредственным руководителем. В другой компании вас вполне может ожидать целая череда интервью — с представителем отдела кадров, с будущим начальником, с директором, со службой безопасности. Если вакансия открыта в филиале иногородней компании, возможно собеседование с руководством по скайпу. Имейте в виду, что каждая из этих бесед по-своему важна, и вас могут «забраковать» на любом из этапов. Так что к каждому из них готовьтесь ответственно, будьте вежливы и не забывайте, что собеседование — общение равных сторон, взаимно заинтересованных в сотрудничестве.

Резюмируя, хочу подчёркнуть: невозможно подготовиться ко всем ситуациям, которые могут произойти на собеседовании. Поэтому, самый лучший выход – это учесть основные правила подготовки и прохождения собеседований, вести себя естественно, искренне (в разумных пределах) отвечать на вопросы, проявлять заинтересованность, доброжелательность – это импонирует любому руководителю в соискателях любых должностей (также, как и вам, наверное не хочется, чтобы тот, кто проводит с вами собеседование был угрюмым и неразговорчивым – мир, как зеркало) , и, я уверена, что обязательно найдётся тот самый «ваш» работодатель.

Э.Э.Шелковникова
директор ООО «Кадровое агентство Шанс».